Если вы новичок в мире франчайзинга, терминология, используемая на повседневной основе, может быть ошеломляющей. Здесь в этой статье мы суммируем наиболее часто используемые слова, чтобы вы могли разобраться, читая о возможностях франшизы и правильно разговаривая с предприятиями которые продают франшизы.
Франчайзинг – это договорной метод маркетинга и распределения товаров и услуг компании (франчайзера) через специальную сеть дистрибьюторов (франчайзи).
Освобождение от блокирования – уступки ЕС франчайзингу, которые обходят нормальное законодательство ЕС по ограничительной торговой практике, направленное на защиту конкуренции, что, например, может рассматриваться как нарушение «исключительных зон»
Ассоциация франчайзинга – предоставляет членство тем франчайзерам, которые, по её мнению, соответствуют кодексу этики и процедур.
Франшиза бизнес формата – франчайзи приобретает полную готовую систему бренда, ноу-хау, обучения, методологии и поддержки.
Обратный выкуп – когда франчайзер соглашается выкупить франшизу обратно у франчайзи, если последний больше не желает продолжать вести бизнес.
Раскрытие информации – практика раскрытия подробной информации о деловой репутации франчайзера и пакета франшиз. Это юридическое обязательство, но на добровольной основе.
Франчайзинговое соглашение – документирует правовые отношения обязательств, существующих между франчайзером и франчайзи.
Франчайзи – человек, который покупает лицензию на тиражирование бизнес системы. Также известен как владелец франшизы.
Пакет франшизы – общая сумма прав франшизы на систему франчайзинга, включая брендинг, ноу-хау, системы учёта, территорию и обучение, за которые франчайзер взимает первоначальную плату за франшизу.
Франчайзинг – метод маркетинга товаров и услуг через бизнес формулу лицензирования для других для копирования франшизы.
Франчайзер – компания, которая предлагает лицензию на тиражирование своей системы.
Права на интеллектуальную собственность – секреты ведения бизнеса франчайзером и различными торговыми марками, брендингом, руководствами и т. д., Которые должны быть защищены законом перед продажей в пакете франшизы.
Плата за управленческие услуги – плата, выплачиваемая франчайзеру, часто основанная на общем обороте.
Мастер франчайзер – организация, предоставляющая мастер франшизы другим – обычно используется в международном контексте.
Руководство по эксплуатации – подробный документ или «библия», в которой описываются все элементы бизнес системы и рабочие процедуры.
Экспериментальная операция – независимая операция, которая проверяет концепцию франшизы и включает в себя фактическое финансовое, организационное и логистическое давление, с которыми сталкиваются франчайзи в различных областях.
Прогнозы прибылей и убытков – расчёты, основанные на опыте франчайзера, которые пытаются предсказать, как скоро франчайзи могут ожидать возврата своих инвестиций, годового оборота и прибыли.
Возобновление – юридические положения в Соглашении о франшизе для продления или не продления франшизы в течение дальнейшего срока лет.
Возврат на инвестиции (ROI) – расчёты или ожидания, над которыми работают франчайзи, чтобы оценить, когда они могут «окупить» свои первоначальные инвестиции во франшизу и начать получать прибыль.
Срок – согласованный период в годах (например, 5, 10, 15), на который предоставляется франшиза в рамках Соглашения.
Расторжение – юридические положения, в соответствии с которыми любая из сторон в отношениях может расторгнуть договор, например, за нарушение договора.
Территория – «эксклюзивная» часть земли на национальном или региональном уровне, которая выделяется франчайзи как часть пакета франшизы.
Франшиза развития территории – франшиза, которая включает в себя права на расширение региона через назначенных суб-франчайзи или нескольких управляемых точек.
Работа франшизы – где франчайзи является практическим владельцем-оператором, а не менеджером, как правило, связаны с услугами, такими как техническое обслуживание.
Совместное предприятие франшизы – когда франчайзер также принимает финансовое участие в проекте – часто в международных соглашениях франшизы.
Управление франшизой – франшиза, в которой владелец управляет операциями и координирует сотрудников для выполнения реальной работы.
Мастер франшиза – система и бренд лицензирования большой территории – страны или региона.
Роялти: Постоянный платеж, производимый франчайзи франчайзеру, как правило, в процентах от валовой выручки, произведенной в течение всего срока действия договора франчайзинга.
Единичная единица: франчайзи владеет и управляет аутлетом франшизы.
Товарный знак: символ, название или другая отличительная черта, которая идентифицирует продукт, который был официально зарегистрирован и юридически ограничен в использовании изготовителем или владельцем.
Под ключ: Возможность франчайзинга, где большинство всех аспектов бизнеса до открытия предоставляются франчайзи со стороны франчайзера. Готовый бизнес означает, что покупателю франшизы не нужно делать намного больше, чем ”повернуть ключ” в двери, чтобы начать бизнес.
Перепродажа – франчайзинговая территория, уже созданная франчайзи, которая предлагается к продаже, потому что первоначальный франчайзи хочет реализовать свои инвестиции или просто уйти в отставку. Более дорогая покупка, чем «первозданная» область франшизы, перепродажа франшиз имеет преимущества постоянной клиентской базы, рефералов и дохода с первого дня.