Франчайзинг – это идеальное решение для опытных предпринимателей, которые хотят иметь собственный бизнес при поддержке хорошо известного и узнаваемого бренда. В нынешних условиях франчайзинговая индустрия никогда не была более процветающей. Несмотря на экономические проблемы, такие как рост инфляции, ослабление рубля, экономика России продолжала расти. По данным ассоциации франчайзинга, в 2018 году в России насчитывалось 48600 франчайзинговых подразделений, которые создали 710000 рабочих мест и внесли в экономику более 17,2 млрд рублей.
Если вы решили, что франчайзинг определенно для вас, вам нужно подумать о типе франчайзинговой системы, частью которой вы хотите стать. Как правило, существует три типа франшизы, которые по-разному влияют на ваше положение в бизнесе, степень вашей вовлеченности и количество вкладов франчайзера в вашу франшизу.
Вот еще немного информации о различных типах франчайзинговых систем, доступных для инвестиций.
Бизнес формат франшизы
Это наиболее распространенный тип франчайзинговой системы, принятый в России, и это то, что большинство людей считают типичной франшизой. В обмен на вознаграждение франчайзи франшизы бизнес формата получают права на использование торговой марки и бизнес процессов. Существует множество правил, обязательств и ограничений, изложенных в юридически обязательном договоре франшизы. И франчайзер активно участвует в управлении франшизой.
Хотя на поверхностном уровне франшиза бизнес формата может показаться ограниченной, это одна из лучших франшиз для неопытных владельцев бизнеса. Бизнес модель франчайзера была опробована и проверена с доказанным успехом. Поэтому всё, что нужно франчайзи – это следовать франчайзинговой системе, и они могут приобрести опыт и безопасность посредством начального обучения и постоянной поддержки.
Причиной такой осведомленности о франшизах бизнес формата является то, что некоторые из наиболее узнаваемых брендов придерживаются такого типа франчайзинга. Знаковые, прибыльные франшизы, такие как McDonald’s, Subway, Costa Coffee, KFC и многие другие, используют этот формат. Типичным показательным признаком того, что франшиза принимает популярный бизнес формат, является оценка однородности в разных местах. Последовательность продуктов и услуг является ключом к успеху франшиз в бизнес формате, поэтому ожидается, что каждое место будет предлагать своим клиентам одинаковый уровень качества. Это укрепляет доверие к бренду, которое, в свою очередь, инициирует и поддерживает повторяющиеся обычаи.
Управление франшизой
Если вы хотите иметь франшизу, но не хотите вести бизнес с практическим подходом, это может быть одна из лучших франшиз для вас. Вместо того, чтобы франчайзи отвечали за повседневное ведение бизнеса, они берут на себя больше управленческой роли. Для управляющего франчайзи выгодно иметь проверенные деловые навыки, но это не всегда необходимо.
Так же, как франшиза в деловом формате, франчайзи получают обучение, поддержку и консультации от франчайзера в обмен на вознаграждение. Единственная реальная разница заключается в том, что франчайзи фокусируется на росте и развитии бизнеса, а не на активном участии в оперативном управлении.
Если это звучит как франшиза для вас, то вы можете искать возможности перепродажи франшизы. Именно здесь франчайзи решает продать свою франшизу, но все сотрудники и бизнес структура остаются на месте. При этом вам нужно будет проявить должную осмотрительность, чтобы убедиться, что франшиза прибыльная и устойчивая, прежде чем её приобретать. Но если франшиза работает хорошо, нет причины, по которой вы не можете назначить менеджера по управлению франшизой, а вы будете сосредоточены на развитии бренда.
Система управления франшизой, вероятно, применяется чаще, чем вы думаете. Существует целый ряд возможностей франшизы в различных отраслях, которые позволяют вам сделать шаг назад от повседневного ведения бизнеса.
Распределение продуктов
Это гораздо менее распространенная система франчайзинга, которая состоит из франчайзера, предоставляющего продукты для продажи франчайзи. Как и в любой бизнес модели, распределение продуктов имеет свои плюсы и минусы. Наиболее значительным преимуществом является то, что у франчайзи меньше правил, которым нужно следовать, и больше свободы для ведения бизнеса по своему усмотрению. Конечно, есть ещё некоторые рекомендации, которые необходимо соблюдать, но они далеко не такие полные, как в бизнес формате или управленческой франшизе.
Основным недостатком распространения продукта является то, что франчайзи не получают никакой поддержки или обучения от франчайзера. Таким образом, для нового неопытного франчайзи система может не работать, но может быть одной из самых полезных франшиз, если вы хотите иметь гибкость для ведения своего бизнеса, но с удобством распространения продуктов, которые, как доказано, продают с существующей клиентской базой.
Какая система франшизы подходит вам?
Выгодные франшизы можно найти во всех трех этих системах, поэтому ключом к успеху является поиск лучшей для вас. Учтите следующее:
- Вам нужны стандартизированные системы и процедуры или вы хотите контролировать работу вашего бизнеса?
- Вы в состоянии придерживаться строгих правил и стандартов или у вас больше предпринимательского духа?
- Вы хотите получить доступ к предписанному предложению продукта или хотите продавать то, что выбираете сами?
- Готовы ли вы эффективно инвестировать в маркетинг своего бизнеса или хотите поддержать рекламную деятельность?
- Вам требуется обучение, чтобы вы могли эффективно вести свой бизнес, или у вас есть все необходимые знания?
- Вы хотите иметь постоянную поддержку при ведении своего бизнеса или хотите учиться на своих ошибках?
Ответы на эти вопросы должны дать вам представление о том, какая система лучше всего подходит для вашей личности и опыта – если, действительно, франчайзинг подходит вам вообще. Помните, что независимо от того, какое решение вы принимаете, вы должны быть уверены, что это правильный выбор для вас, так как соглашение о франшизе имеет юридическую силу и его гораздо легче заключить, чем принять.