Соглашение о франшизе является юридически действующим договором, в рамках которого франчайзер лицензирует использование определённых прав интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации, такой как торговые марки, рецепты и методы ведения бизнеса, для франчайзи. Популярные франшизы в России включают McDonald’s и KFC, хотя франчайзинг не ограничивается ресторанной индустрией. Поскольку соглашение о франшизе является широким и может сохраняться на протяжении всего времени ведения бизнеса, оно должно быть тщательно составлено.
Территория
Каждое соглашение о франшизе должно определять географическую территорию, на которой франчайзи может работать, даже если эта территория ограничена одной торговой точкой. На территории франчайзи может создавать торговые точки и размещать рекламу от имени этих торговых точек. Предоставление территории может быть исключительным или не исключительным. По мнению ассоциации юристов, во многих случаях предоставление франшизы является исключительным на определённой территории. Если предоставленные права не являются исключительными, франчайзи должен делить территорию с другими франчайзи.
Лицензирование
Сердцем любого франчайзингового соглашения является не исключительная передача прав интеллектуальной собственности от франчайзера к франчайзи. Практически во всех случаях передаются права на товарный знак – например, золотые арки McDonald’s и использование их фирменного наименования. Также могут быть переданы и патентные права. Наконец, франчайзи предоставляется право использовать определённые торговые секреты, такие как формула для колы. Положения о коммерческой тайне должны быть тщательно составлены, поскольку они не защищены законом так же эффективно, как патенты или торговые марки. Предоставление этих прав должно быть ограничено определённой продолжительностью. По данным ассоциации юристов, типичная продолжительность колеблется от пяти до 20 лет.
Бизнес методы и операции
Франчайзеры налагают на франчайзи обязательства использовать свои методы ведения бизнеса и соблюдать свои операционные стандарты. Целью этих требований является защита репутации франшизы – если бизнес работает не эффективно, плохо обслуживает клиентов или не поддерживает надлежащие стандарты чистоты, может пострадать экономическая ценность всей франшизы.
Стоимость франшизы
Франчайзеры обычно налагают на франчайзи два вида сборов – стандартные сборы за франшизу и роялти. Сборы за франшизу часто принимают форму авансового платежа. Роялти – это периодические платежи за использование прав интеллектуальной собственности, которые обычно основаны на объёме продаж.
Реклама
Франчайзи должны рекламировать свою франшизу и должны делать это способом, утвержденным франчайзером. Эта реклама приносит пользу не только франчайзи, но и всей франшизе, за счёт повышения общественного признания франшизы. Во многих случаях франчайзеры оставляют за собой право предварительно одобрить все рекламные кампании для защиты репутации франшизы. Хотя некоторые франчайзеры сами разрабатывают все рекламные кампании, франчайзи, как правило, должны оплачивать рекламу, которая может увеличить их доход.
Повышение квалификации
Обычно франчайзеры гарантируют обучение и поддержку франчайзи, чтобы сотрудники франчайзи понимали, как выполнять требования франчайзера. Франчайзеры могут направлять персонал на фактические франшизы или могут требовать от сотрудников посещать учебные занятия в месте нахождения франчайзера.
Антимонопольные соображения
В России антимонопольное законодательство накладывает ограничения на степень, в которой франчайзер может ограничивать возможность франчайзи приобретать товары. Например, франчайзер может потребовать, чтобы франчайзи приобрёл говядину класса А, но не может потребовать, чтобы франчайзи приобрел говядину у франчайзера.