Первое, что должен при планировании нового предприятия решить потенциальный владелец бизнеса – создавать ли совершенно новую компанию или работать с существующей бизнес моделью. Франшиза – это вид бизнеса, в котором вы заключаете соглашение с компанией, называемой франчайзером, которая даёт вам право продавать свою продукцию и использовать её бренд, знания и коммерческую тайну.
Бизнес модель
Бизнес модель компании описывает, как компания создаёт и обеспечивает ценность для клиентов и как она получает доход. Создание эффективной бизнес модели является одним из ключей к запуску успешного бизнеса. Одной из сильных сторон франшиз является то, что они основаны на существующих, успешных бизнес моделях. Например, во всем мире есть франшизы McDonald’s, поэтому, если вы откроете новое местоположение McDonald’s, вы можете быть уверены, что ваша бизнес модель надежная. Вам не нужно тратить время и силы на создание бизнес модели с нуля.
Установленные продукты и узнаваемость бренда
Франшизы продают товары и услуги, которые уже могут быть знакомы потребителям. Потребители могут с большей вероятностью использовать товары или услуги, которые они пробовали в прошлом или которые уже имеют хорошую репутацию. Такие франшизы уже имеют узнаваемое имя, которое может помочь привлечь клиентов, новые предприятия должны создавать имя и узнаваемость бренда с нуля.
Расходы
Одним из недостатков франшиз является то, что франчайзеры часто требуют, чтобы вы платили определённую минимальную сумму, чтобы открыть новое местоположение. Франчайзеры также могут получать часть прибыли, требовать от вас уплаты текущих платежей за управление или покупки у них продуктов. Поэтому запуск и эксплуатация франшизы может быть более дорогостоящей, чем запуск малого бизнеса с нуля.
Правила
Когда вы самостоятельно начинаете новую компанию, вы полностью контролируете её работу. С покупкой франшизы вы подчиняетесь условиям соглашения о франшизе, которое, вероятно, будет содержать множество правил, ограничивающих возможности вашего бизнеса. Когда вы владеете франшизой, вы можете ограничиваться продажей определенных продуктов по определенным ценам, что может не позволить вам в полной мере использовать ваши собственные идеи и инновации.