Перекрестный мерчандайзинг – это маркетинговая стратегия, которая позволяет генерировать продажи для продуктов, которые попадают в разные категории, связывая их в сознании потребителей как один товар. В розничной настройке продаж это может означать настройку дисплеев, которые включают два или более различных продуктов, но могут логически использоваться вместе.
Идея состоит в том, чтобы побудить клиентов, которые пришли, чтобы купить тот или иной предмет, также приобрели дополнительные предметы, которые находятся на дисплее в той же области и могут быть использованы в тандеме с первым элементом.
Один из лучших примеров перекрестного мерчандайзинга – раздел электроники розничного магазина. В разделе, где стерео звуковые системы расположены на витрине, управление магазина может выбрать для отображения таких элементов, как батареи, универсальные пульты дистанционного управления, динамики, или, возможно, даже небольшой выбор популярных проигрывателей музыкальных компакт-дисков.
Таким образом, клиент, который приходит, чтобы купить новую компактную стереосистему, может выбрать также универсальный пульт дистанционного управления, который будет управлять системой, а также другими электронными устройствами, которыми уже владеет потребитель. Одновременно клиент также может выбрать батарейки для проигрывателя и закупить один или два новых компакт диска для того чтобы проиграть их на стерео системе.
Использование концепции перекрестного мерчендайзинга имеет преимущества как для потребителей, так и для ритейлеров. Для потребителей, способность скомплектовать все товары которые необходимы для того чтобы купить их с необходимым продуктом без множественных проходов по витринам сохраняя своё время. В то же время, продавец имеет возможность одновременно продавать дополнительные элементы, а также проявить лояльность клиентов с теми, кто ценит тот факт, что они могли получить то, что они хотели в одном проходе, а не путешествовать по нескольким проходам. Конечным результатом является то, что розничные торговцы увеличивают продажи, а потребители более удовлетворены в целом своими покупками.
Для того, чтобы перекрестный мерчендайзинг работал, важно, чтобы продукты, отображаемые вместе, имели какую-то логическую связь. Например, мужские галстуки не должны показываться рядом с женским бельем и тем самым ожидать увеличения продаж. Но, если эти галстуки отображаются с выбором мужских костюмов и в сопровождении предметов, таких как рубашки, запонки и накрахмаленные платочки для пиджака с карманом, возможность перекрестных продаж товаров значительно возрастает.
Стратегия перекрестного мерчандайзинга может быть использована практически в любой розничной обстановке. Магазины проката кино могут создавать витрины с специфической группой в составе кино, и включать авторов картин. Парфюмерные прилавки в универмагах могут также отображать ароматические лосьоны и мыло вместе с бутылочками духов. Рядом со стойкой для велосипедов магазины спортивных товаров могут показывать шлемы, комплекты для ремонта шин и велосипедные перчатки. Пока элементы, отображаемые вместе, имеют логическое отношение друг к другу, стратегия, скорее всего, будет работать.