Большинство людей, которые имеют общие знания о франчайзинге, знают, что каждый франчайзер взимает роялти. Владелец франшизы по контракту обязан в течение срока действия соглашения оплатить франчайзеру часть своих продаж. Оплата обычно производится еженедельно. Тем не менее, существует большая путаница в отношении роли роялти в отношении доходности франчайзера и франчайзи.
Роялти
Роялти необходимы для существования франчайзеров, поскольку роялти часто являются единственным источником дохода, который есть у франчайзера. Роялти позволяет франчайзеру получать прибыль и развивать свою систему. В обмен на получение роялти франчайзер создаёт, поддерживает и совершенствует операционную систему для бизнеса, предназначенную для предоставления франчайзи структурного преимущества на рынке. Проверенная бизнес операционная система, которая систематически снижает деловые риски франчайзи, является наиболее ценным качеством франшизы и является крупнейшей разницей между франшизой и независимой компанией.
Типы лицензионных платежей
Наиболее распространенный формат роялти основан на процентах. Он может составлять от одного до 40 процентов общего объёма продаж, но часто находится в диапазоне от 5 до 7,5 процентов. Процент на основе роялти может быть выгодным для франчайзи, когда они впервые начинают бизнес и когда их продажи ещё низкие. В долгосрочной перспективе структура роялти, основанная на процентах, даёт как франчайзеру, так и франчайзи общую мотивацию для увеличения объёмов продаж.
Некоторые франшизы действуют на основе фиксированной оплаты роялти, при которой франчайзи выплачивает одну и ту же сумму каждый месяц независимо от валовых продаж. Как вы можете себе представить, преимущества этой схемы обратны процентной структуре и с течением времени могут быть наиболее выгодными, когда франчайзи начнёт получать большие объёмы продаж.
Плата за лицензионный платеж указана в пункте 6 Документа о раскрытии информации о франшизе и представляет собой фиксированный необоротный капитал. Вполне возможно, что один франчайзи заплатит меньше роялти, чем другой франчайзи. Это может произойти со временем, когда меняется соглашение о франшизе. Один франчайзи может присоединиться к системе, когда роялти составляет 6 процентов, а спустя несколько лет франчайзер решает увеличить роялти до 7 процентов, чтобы покрыть увеличение объёма услуг. Только новые франчайзи будут платить 7 процентов, в то время как предыдущие франшизы получат 6 процентов. Эти проценты у франшизы обычно остаются до её обновления или перепродажи.
Более низкие роялти против более высоких роялти
Как правило, потенциальные франчайзи, которые склонны чрезмерно ценить гонорар франшизы, будут смотреть на основных конкурентов на рынке, сравнивать роялти и быстро решать, кто с наименьшими лицензионными платежами является лучшим для них выбором, давая им наилучшие шансы на увеличение прибыльности. Это слишком упрощённо и редко приводит к обоснованному решению. Мой совет – думать о роялти просто как о расходах на отдельные позиции, так же, как о любых расходах, таких как оплата за труд сотрудников, аренда, маркетинг или коммунальные услуги.
Чтобы определить предсказуемость и прибыльность франшизы, нужно углубиться в исследование её системы. Более важно сосредоточиться на прибыли, которую вы сможете забрать домой в конце дня. В некоторых случаях лучшим вариантом будет выбор франшизы с более высоким роялти из-за исключительной ценности операционной системы для бизнеса и общей прочности системы.
Если у франшизы практически нет лицензионных отчислений, это не означает, что ваш шанс на успех увеличился. В то же время, один из крупнейших и наиболее успешных франчайзеров страны имеет 40-процентную роялти и сотни исключительно успешных франчайзи. Хотя важно знать структуру роялти франшизы, также важно помнить, что это только одна часть уравнения в определении общей вероятности успеха и прибыльности.
При проведении должной осмотрительности всегда следует помнить об основной экономике прибылей и убытков – если франчайзер может доказать, что более высокая структура роялти поднимает и делает всю систему стабильной, а следовательно, и всех франчайзи более прибыльными, то её следует рассматривать как ПОЗИТИВНАЯ.