Коммерческие франчайзинговые компании, также известные как франчайзеры, являются юридическими лицами, которые владеют общими правами и товарными знаками, связанными с их продуктом или услугой. Франчайзер предоставляет другим операторам, известным как франчайзи, права на продажу этого продукта или услуги в обмен на определённые сборы, указанные в договоре франшизы, который обычно включает в себя первоначальные затраты, а также текущие выплаты роялти. Франчайзинговые компании работают в нескольких отраслях и ведут бизнес со своими франчайзи в соответствии с различными операционными соглашениями.
Распределение продуктов
По данным ассоциации франчайзинга, дистрибуция продукции франчайзинга чаще всего наблюдается в автомобильной, безалкогольной и бензиновой промышленности. Это отношения между поставщиком и дилером, когда франчайзер или производитель, лицензирует свой товарный знак и логотип, но не предоставляет франчайзи полную систему управления своим бизнесом. Дистрибуция продукции франчайзинга представляет наибольшую часть розничных продаж с участием франчайзинговых предприятий.
Бизнес форматы
Ассоциация франчайзинга отмечает, что франшизы в бизнес формате являются наиболее распространёнными и охватывают более широкий круг отраслей, чем франчайзинг при дистрибуции продукции. Франчайзинговая компания продаёт франчайзи права на продукт или услугу и их товарный знак, но также предоставляет компоненты полной бизнес модели, включая маркетинговый план и руководства по эксплуатации. Это расположение используется в разных категориях: от ресторанов и магазинов до отелей, офисных служб поддержки, обслуживания домашних хозяйств и образования.
Договоренности о франшизе
Владелец бизнеса может заключить одно из нескольких возможных соглашений с франчайзинговой компанией. В франшизе с одной единицей, также известной как прямая единица, франчайзер предоставляет права франчайзи на открытие и эксплуатацию одного местоположения франшизы. Существуют также различные многокомпонентные структуры франшизы. Одним из них является франчайзинг в области развития, когда франчайзи предоставляются эксклюзивные права на открытие более чем одной единицы в течение определённого периода времени и географического района. В основной франшизе, компания франшизы продаёт права франчайзи на продажу франшизы другим людям на территории, известной как суб-франшизы.