Термин франшиза происходит от французского слова, которое означает «свобода». С политической точки зрения, франшиза – это свобода участия в правительстве, как правило, посредством права голоса. В бизнесе франчайзинговые системы – это бизнес модели, в которых компания с успешным продуктом или бизнес системой предоставляет другим предприятиям право или свободу работать под их торговой маркой за определённую плату. Первоначальный бизнес, который продаёт право, называется франчайзером: лицо или компания, которая приобретает право, называется франчайзи.
Трудно найти консенсус относительно происхождения франчайзинговых систем, хотя они, похоже, начали развиваться в 1800-х годах из методов, применяемых немецкими пивными компаниями, которые взимали с предприятий плату за право продавать их пиво. В 1850 году Исаак Зингер изобрёл свою швейную машину, первую такую машинку, пригодную для домашнего использования. Чтобы собрать деньги для маркетинга и производства, Зингер продал территориальные права частным лицам и предприятиям, которые будут продавать машинки и учить покупателей, как их использовать. Эта ранняя форма франчайзинговой системы позволила его компании выйти на международный рынок всего пять лет спустя, когда она открыла завод в Париже, Франция.
Системы франшизы быстро расширились в середине двадцатого века. Вдохновлённые феноменальным успехом Рэя Крока и сети гамбургеров McDonald’s, возможности франшизы взорвались. Фаст-фуд, ремонт автомобилей, химчистка, чистка ковров, семейные рестораны и туристические агентства – вот лишь некоторые из доступных вариантов. Рост был настолько быстрым, что в некоторых случаях франчайзеры настолько увлекались продажей франшизы, что имели тенденцию пренебрегать франчайзи после подписания контрактов. За развитием франчайзинга в России следит специальная организация – РАФ, которая установила минимальные требования к раскрытию информации для продаж франшизы.
В большинстве систем франчайзинга франчайзер обеспечивает значительный контроль над продуктом и услугами, предлагаемыми франчайзи, чтобы поддерживать последовательность бренда и репутацию своего товарного знака или продукта. Например, франчайзер, как правило, имеет очень строгие условия, регулирующие маркетинг, качество продукции, дизайн здания и методы эксплуатации. Предприниматель должен тщательно изучить ограничения перспективных систем франшизы, чтобы убедиться, что он способен комфортно работать в рамках этих ограничений.
Инвестор должен знать, что покупка франшизы у успешной компании не обязательно гарантирует его собственный успех. Покупатель должен убедиться, что он обладает управленческими способностями, необходимыми для ведения бизнеса, а также способностями, необходимыми для конкретной франшизы, которую он выбирает. Например, если у него нет способностей механика автомобилей, он может отказаться от франшизных систем, которые специализируются на ремонте или обслуживании автомобилей. Он также должен убедиться, что успех материнской компании не является результатом региональных проблем, что у компании есть ресурсы, чтобы предложить адекватную поддержку, и что его местная территория не достигла точки насыщения для этого типа бизнеса.
При исследовании конкретных систем франшизы потенциальный покупатель должен учитывать ряд факторов. Он должен точно знать, что входит в стоимость франшизы; например, обучение, инструкции по эксплуатации, руководство по выбору площадки и территориальные права. Франчайзер должен иметь возможность прогнозировать, какой капитал нужен инвестору, сколько времени потребуется для открытия новой франшизы и когда инвестор может рассчитывать на возврат своих первоначальных инвестиций. Также важно знать, сколько других офисов франшизы будет продано в том же районе, и есть ли какие-либо текущие сборы за франшизу.
?php comments_number(__('Нет комментариев'), __('Один комментарий'), '% '.__('Комментарии) );?>
Pingback: Понимание основ франчайзинга.
Pingback: Зачем покупать франшизу?