Тысячи людей хотят начать свой собственный бизнес, но большинству из них не хватает капитала и структуры поддержки, необходимой для запуска нового предприятия. Для начинающих есть два варианта: франчайзинговые соглашения и эксклюзивные дистрибьюторские соглашения. Эксклюзивное дистрибьюторское соглашение предоставляет продавцу исключительные права на продажу продукта в определенной географической области, в то время как франчайзинговое соглашение несёт в себе гораздо более формальные ограничения на то, как владелец бизнеса может действовать. Предприниматели должны понимать разницу между франшизой и эксклюзивным дистрибьюторским соглашением.
Функция эксклюзивного дистрибьюторского соглашения
Основная функция эксклюзивного дистрибьюторского соглашения заключается в предоставлении продавцу исключительного права на продажу продукции на территории продаж производителя. Это соглашение имеет благоприятные аспекты для обеих сторон. Исключительная оговорка о распространении заставляет покупателей на этой территории обращаться к конкретному продавцу за товаром, что исключает конкуренцию со стороны ближайших конкурентов. Производитель также получает выгоду от соглашения, так как эксклюзивность добавляет редкость и желательность к продукту.
Пример эксклюзивного дистрибьюторского соглашения
Наиболее яркими примерами эксклюзивных дистрибьюторских соглашений являются производители предметов роскоши. Они выступают за эксклюзивные дистрибьюторские соглашения, чтобы сохранить контроль над тем, как продукты продаются и где они продаются. Например, ювелир может подписать эксклюзивное дистрибьюторское соглашение для конкретной марки наручных часов. Производитель соглашается не позволять другому ювелиру в этом регионе продавать эти часы, и ювелир соглашается соблюдать ценовые и маркетинговые ограничения производителя.
Функция франчайзингового соглашения
Соглашение о франшизе – это договор между компанией, известной как франчайзер, которая предоставляет свои правила торговой марки и организации бизнеса, физическим или юридическим лицам, называемым франчайзи, который платит роялти и/или вступительный взнос за использование франшизы и её торговые марки и правила. Соглашение о франшизе позволяет франчайзи распространять товары и услуги франчайзера, если франчайзи соблюдает правила установленные франчайзером. В отличие от эксклюзивных дистрибьюторских соглашений, франчайзи может иметь или не иметь эксклюзивные права на определенный географический регион.
Пример договора франшизы
Одним из примеров соглашения о франшизе является франчайзинг в бизнес формате. В этом типе соглашения о франшизе франчайзер разрабатывает полный план для франчайзи, чтобы он мог следовать ему для управления и ведения бизнеса. План франчайзера предлагает франчайзи поэтапный процесс для выполнения основных задач, связанных с управлением бизнесом, а также конкретные инструкции о том, как поступать с основными управленческими решениями, с которыми сталкиваются франчайзи. Бизнес формат даёт франчайзи проверенную и устоявшуюся систему для управления бизнесом, экономя время, деньги и усилия, затраченные на ведение нового бизнеса методом проб и ошибок. Многие популярные сети ресторанов, такие как McDonald’s, являются яркими примерами франшиз бизнес формата.