Оценка бизнеса – это стратегия, которая используется для оценки существенной или внутренней стоимости бизнеса или заинтересованности владельца в этом бизнесе. Эта стратегия используется в ряде различных приложений, включая оценку налогов, причитающихся за операцию, определение справедливой цены продажи для бизнеса и ряд других целей, требуемых законом.
В процессе оценки будет внимательно изучаться текущая стоимость удерживаемых активов, общие экономические условия, которые могут оказать влияние на стоимость операции в целом, а также размер доли собственника или инвестиций в само коммерческое предприятие.
В начале подготовки оценки бизнеса одним из первых факторов, которые следует учитывать, является влияние экономических условий, которые применяются в той области, где работает бизнес. Наряду с пристальным изучением состояния местной экономики полезно также рассмотреть экономические условия, которые преобладают в данном регионе и в местной области, а также национальную экономику. Часто текущие статистические данные можно получить от местных, региональных и национальных агентств, которые внимательно следят за экономической деятельностью. Эти данные могут быть связаны с объёмом производства и продажами бизнеса, и таким образом иметь представление о том, как эти экономические факторы влияют на бизнес.
Наряду с оценкой состояния экономики и её влияния на бизнес, оценка бизнеса будет также внимательно рассматривать факторы, связанные с отраслью, в которой участвует компания. Здесь основное внимание уделяется выявлению тенденций в отрасли, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на бизнес. Также будут рассмотрены такие факторы, как общая рентабельность отрасли, технологические сдвиги и скорость оборота среди основных игроков в этой отрасли. Все эти данные затем соотносятся с исследуемым бизнесом и его текущим уровнем функционирования.
При проведении оценки бизнеса, также представляет интерес и внутренняя работа бизнеса. Анализ финансовой отчетности и сравнение различных периодов может помочь составить хорошее представление о том, стабильно ли компания получает прибыль, находится ли она в некоторой стагнации, когда речь заходит о продажах, или начинает терять часть своей доли рынка. Это помогает определить степень риска, связанного с сохранением интереса к бизнесу, а также риск, связанный с инвестированием в компанию.
В то время как оценка бизнеса часто проводится для определения статуса отдельной компании, тот же подход применяется при рассмотрении суммы инвестиций, которые владелец в настоящее время держит в рамках бизнеса. Это часто необходимо, когда кто-то заинтересован в выкупе бизнеса у текущего владельца или когда идет юридический вопрос, такой как развод, и есть необходимость разделить активы в рамках бракоразводного процесса. Путем оценки справедливой рыночной стоимости, с точки зрения активов, будет гораздо легче определить наиболее справедливое разделение. В тех областях, где законы об общинной собственности должны рассматриваться как часть бракоразводного процесса, оценка бизнеса может упростить передачу права собственности одной или обеим сторонам, участвующим в разводе, или приказать продать долю и разделить выручку между двумя сторонами.