Если вы только начинаете компанию и ищете финансирование или ищете дополнительное финансирование для роста, вам нужно будет разработать традиционный бизнес-план. Создание бизнес-плана – это бизнес-препятствие, которого предприниматели, похоже, боятся. Вы делаете это сами? Вы нанимаете кого-нибудь для этого? Как сделать это быстро, не тратя на это слишком много денег? Будет ли то, что вы делаете, достаточным для получения финансирования?
В этой статье я рассмотрю плюсы и минусы самостоятельного бизнес-планирования по сравнению с тем, чтобы консультант по бизнес-планированию делал это за вас или вместе с вами.
Бизнес план “Сделай сам”
В частности, если вы ищете капитал менее 200 000 рублей, подумайте о том, чтобы создать план самостоятельно после занятий, чтения книг или получения коучинга у кого-то, кто написал успешные бизнес-планы.
Подумайте о том, чтобы пройти трехчасовой курс бизнес-планирования или обратитесь в местный Центр развития малого бизнеса. Даже если впоследствии вы решите не писать свой собственный план, у вас будет гораздо лучшее представление о том, чего вы хотите от этого процесса и чего можете ожидать.
Есть несколько веских причин для предпринимателя, чтобы написать бизнес-план:
- Во-первых, потому что ты можешь. Если вы читали примеры бизнес-планов и находите их бухгалтерский жаргон пугающим, вы не одиноки. Но до тех пор, пока вы можете четко донести свое сообщение и заставить других людей, таких как ваш бухгалтер, посмотреть на план, прежде чем он перейдет к кредиторам или другим лицам, вы можете сделать эту работу самостоятельно.
- Именно в процессе обучения бизнес-планированию вы развиваете навыки аналитического мышления, необходимые для ведения бизнеса с глубоким пониманием собственной бизнес-модели. Прохождение процесса планирования – это бесценный бизнес опыт.
- Вы должны знать план изнутри и снаружи и действительно понимать переменные, связанные с ним. Именно вам потенциальные инвесторы или кредиторы будут задавать сложные вопросы, например: “что вы будете делать, если получите только половину ожидаемого дохода?” или “что вы будете делать, если обнаружите, что прямая почтовая рассылка не работает для вас в качестве основного маркетингового инструмента?”
Аутсорсинг процесса бизнес-плана
Одна из самых важных задач предпринимателя – управлять временем и делать то, что вы умеете делать лучше всего. Многие предприниматели решают нанять кого-то другого для написания своего бизнес-плана, часто потому, что у них есть срочная потребность в финансировании и они не могут позволить себе обучение, чтобы иметь возможность разработать высококачественный план, который удовлетворит потребности кредиторов или инвесторов.
Кроме того, если ваши финансовые потребности превышают 500 000 рублей, я рекомендую вам получить некоторую профессиональную помощь в этом проекте, даже если вы делаете некоторые из них самостоятельно.
Некоторые причины рассмотреть вопрос о найме консультанта:
- Это будет сделано быстро и качественно! Бизнес-планирование выполняется гораздо быстрее с тем, кто знает этот процесс. У каждого предпринимателя есть хорошие намерения по поводу завершения планов, но спустя месяцы они всё ещё не выполнили всю работу. Планирование должно быть приоритетной работой, но это трудно сделать, когда звонки клиентов и проблемы сотрудников требуют немедленного внимания. Чем скорее план будет завершен, тем скорее можно будет получить финансирование. И цена найма консультанта будет невелика по сравнению с ростом и прибыльностью бизнеса.
- Это будет сделано таким образом, что финансовые профессионалы будут Вас уважать. Бизнес-планирование лучше выполняется тем, кто знает, как финансисты смотрят на планы и что они будут и не будут подвергать сомнению. После того, как вы прошли через процесс написания бизнес – плана много раз, вы знаете, что нужно, чтобы получить финансирование – что подчеркнуть, а что преуменьшить.
- Объективность консультанта позволит делать неэмоциональные прогнозы и ожидания в отношении бизнеса. Консультант будет гораздо более объективен в этом процессе и подвергнет сомнению ваши предположения, что уменьшит вероятность возникновения проблем у бизнеса после получения финансирования.
Несмотря ни на что, не позволяйте консультанту по бизнес-планированию уговорить вас включить в свой план любую информацию, которая вас не устраивает. Если вам это кажется неправильным, то, скорее всего, так оно и есть. Это ваше дело, и вы будете придерживаться плана ещё долго после того, как оплатите счет консультанта. Убедитесь, что это именно тот план, который вам нужен, который соответствует вашим целям и задачам и отражает то, как вы смотрите на бизнес и дух вашей компании.
Если вы всё же решите нанять консультанта по бизнес-планированию, вот некоторые из важных вопросов, которые следует задать, чтобы убедиться, что вы получаете максимальную отдачу от своих инвестиций:
- Сколько бизнес-планов вы написали для моего типа бизнеса?
- Сколько из них было профинансировано?
- Сколько времени вам потребуется от меня в процессе планирования?
- Когда план будет завершен, и сколько проектов я должен ожидать увидеть и иметь возможность прокомментировать?
- Будете ли вы писать план самостоятельно или у вас есть помощники, которые делают эту работу вместе с вами?
- Будет ли у вас возможность представить этот план или у меня будет возможность представить его другим моим советникам до того, как будет сделан окончательный проект?
- Как вы работаете в сотрудничестве с моими партнерами и консультантами, чтобы их вклад учитывался при написании плана?
- Проводите ли вы маркетинговые исследования и строите финансовые таблицы, или все это делается отдельно (и оплачивается отдельно)?
- Включает ли ваша цена пересмотр или настройку для определенных типов финансирования (чтобы включить различную информацию, необходимую инвесторам и кредиторам)?
- Включает ли ваша цена коучинг, чтобы подготовить меня к разговору с кредиторами или сделать финансовые презентации?
- Будет ли у меня электронная версия, а также печатная версия окончательного плана (чтобы я мог внести изменения позже, если понадобится)?
Оптимальное решение: смешанный подход
В лучшем случае процесс планирования должен находиться не на одном конце спектра, а прямо посередине. По моему опыту, планы, которые выигрывают финансирование, основаны на реальном сотрудничестве между квалифицированным консультантом/фасилитатором и командой сотрудников и консультантов предпринимателя.
Консультант по бизнес-планированию может выступать в роли коуча, сначала оценивая выполняемую работу, а затем рекомендуя, кто лучше всего ее выполняет. Бизнес-план должен представлять собой компиляцию работы между видением и целями предпринимателя, техническим пониманием и опытом его бухгалтера и других специалистов, консенсусом сотрудников или других лиц, а также исследовательскими и письменными способностями консультанта по бизнес-планированию. Консультант должен встретиться со всеми заинтересованными сторонами, обсудить, что необходимо для плана, и использовать все имеющиеся ресурсы, чтобы выполнить работу как можно быстрее и с наименьшими затратами. В этом процессе консультант несет ответственность за то, чтобы собрать все фрагменты и превратить окончательный план в читаемый, доступный документ, который выдержит проверку инвестора/кредитора.
Мои последние предостережения:
- Не платите больше нескольких тысяч рублей за план, если вы не ищете капитал более 1 миллиона рублей. Я слышал немало ужасных историй от людей, которые нанимали университетских профессоров, полагая, что они являются экспертами (а это не так), и платили десятки тысяч рублей за плохо написанный или неполный план. Попросите вашего банкира дать рекомендации консультанту по бизнес-планированию или, еще лучше, поговорите с кем-то, у кого был хороший опыт написания бизнес-плана для них. Для консультанта разумно ожидать, что вы заплатите половину гонорара вперед, а другую половину – по завершении написания плана. И вы не можете возложить ответственность на консультанта, если вы не получаете финансирование на основе плана – слишком многое зависит от ваших собственных кредитных и управленческих навыков.
- Не ожидайте получить готовый план, который является дорожной картой всего, что вам нужно сделать, чтобы иметь успешный бизнес. Это не является целью процесса бизнес-планирования. Традиционный бизнес-план предназначен только для того, чтобы очень кратко документировать ваши стратегии для бизнеса – но достаточно хорошо, чтобы получить финансирование. Если вы надеетесь на что-то, что подскажет вам, как выйти на рынок или сколько людей вам нужно нанять, вам придется начать с глубокого стратегического планирования и, вероятно, купить много времени для консультаций, чтобы начать работать.
- Не ждите отличного бизнес-плана от плохой бизнес-модели. Если ваши затраты слишком высокие, чтобы сделать ваш бизнес прибыльным, процесс бизнес-планирования поможет вам обнаружить это. Тогда вам придется принимать трудные решения об изменении структуры ваших расходов, чтобы заставить бизнес работать. Консультант по бизнес-планированию – это квалифицированный профессионал, а не чудотворец. Хороший бизнес-план может помочь вам выделить ваши сильные стороны и минимизировать ваши слабые стороны, но он не может превратить неработающую бизнес-модель в процветающий бизнес.
И последняя мысль: не начинайте бизнес или не вносите изменений в свой текущий бизнес, если все в процессе бизнес-планирования говорит вам, что это не сработает. В реальном мире не становится лучше, если они не работают на бумаге. Разберитесь со слабостями – получите больше обучения, подумайте о перестройке продукта или заведите домашний бизнес, чтобы сократить расходы, пока вы не сможете поддерживать арендную плату за офис. Бизнес в конце концов терпит крах, потому что у него кончились деньги. Если ваш план говорит вам, что вы не можете заработать достаточно денег, чтобы заставить бизнес работать в долгосрочной перспективе, обратите внимание на эту реальность.