Функциональная организационная структура – это способ организации компании основанный на отделе, к которому принадлежит человек или группа. Это одна из трёх крупных организационных структур, две другие – простые и дивизионные структуры. При функциональной организационной структуре бизнес имеет вертикальную иерархию и горизонтальные уровни.
Один человек, как правило, отвечает, а затем отвечают руководители различных отделов. Под ними постепенно находятся нижние слои иерархии. Под начальником отдела находятся вертикальные отделы, а далее уже горизонтальные с другими подразделениями в компании.
В рамках бизнеса, организационная структура позволяет людям точно знать, кто отвечает за кого и какие обязанности у любого данного человека. Это чёткое разграничение задач позволяет большим группам людей взаимодействовать друг с другом, не беспокоясь о позициях и ранге. Существует три основных способа организации бизнеса.
Простая организационная структура распространена в малом бизнесе без большого количества рабочих. Один человек находится на вершине с одним человеком или небольшой группой под ним. Этот второй уровень является менеджерами для организации, и все они примерно равны по власти. Иногда, есть группа помощников менеджеров, но простая структура часто будет идти прямо к последнему уровню, обычным рабочим. Все остальные в организации находятся в одной группе, и никто не имеет больше или меньше власти, чем любой другой.
Организационные структуры отделов разбиваются на основе проектов, над которыми работают люди. Опять же, один человек управляет бизнесом, а затем идёт уровень руководителей проектов. Эти люди организуют и структурируют корпоративные проекты. Под ними последовательно располагаются нижние группы, все работающие над одним и тем же проектом. В любом слое может быть группа, состоящая из инженера, маркетолога и технического работника. Между различными группами проектов нет никакой боковой корреляции.
Функциональная организационная структура разбивается по отделам, а не по задачам. Во главе группы стоят люди, которые курируют только одну область. Например, вице-президент по маркетингу беспокоится только о маркетинговых мероприятиях, а все уровни под ним выполняют только маркетинговые задачи. В отличие от дивизионной организации, функциональная организационная структура имеет латеральные отношения. Отдел может иметь три шага вниз от главы маркетинга примерно такого же уровня, также как он может иметь три шага вниз от главы исследований и разработок.
Преимущество функциональной организационной структуры над другими в основном исходит от объединения талантов в одном месте. Например, со всеми маркетологами в одной области, отдел может провести мозговой штурм, чтобы придумать идеи, которые другие люди не могут иметь самостоятельно. Это также является главным недостатком. Поскольку только одна группа находится в любом отделе, её знания о других группах ограничены.